Войти

Пояснительная записка к постановлению от 1 ноября 2013 г. №979


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила оценки результативности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»

 

В соответствии с Перечнем поручений Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию №Пр-1144 от 30 апреля 2013 г. Минобрнауки России разработан проект постановления «О внесении изменений в Правила оценки результативности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения». Проектом Постановления предусмотрены нормы, направленные на установление вневедомственного характера оценки результативности деятельности научных организаций, в том числе с участием экспертного сообщества и возможностью параметрического сопоставления результативности российских научных организаций с научными организациями экономически развитых стран. Учтивая то, что научным организациям присуща специализация по областям науки, проектом Постановления предусмотрена возможность гибкой оценки посредством формирования референтных групп с учетом областей научных знаний (отраслей науки) и видов проводимых организациями научных исследований.

Необходимо отметить, что действующей редакцией Постановления Правительства Российской Федерации №312 от 8 апреля 2009 года «Об оценке результативности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» предусмотрена исключительно ведомственная процедура проведения такой оценки. Оценка производится ведомственными комиссиями, работающими на основании Положений, разрабатываемых на основе типового Положения, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической деятельности. Оценка основана на типовой методике, устанавливающей, в том числе перечень основных показателей, используемых для оценки, который включает в себя порядка 50 основных параметров. Типовая методика также утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Основной проблемой действующего механизма является невозможность сопоставления результативности научных организаций, находящихся в различном ведомственном подчинении, а также затруднения в вопросах сопоставления результативности российских научных организаций с научными организациями экономически развитых стран. В то время как важнейшими задачами, стоящими сегодня перед отечественной наукой являются задачи по изменению ее дисциплинарной структуры, вывод российских научных коллективов, работающих в перспективных направлениях, на мировой уровень, существующий ведомственный характер оценки и недостаточная информационная открытость процедуры не способствуют решению этих задач. Ведомственная оценка научных организаций без сопоставления с российскими и международными научными организациями, занимающимися схожими видами исследований усиливает изоляцию различных отраслей российской науки и создает условия для сохранения архаичных компонентов и направлений, не соответствующих мировым тенденциям развития, на поддержание которых расходуются бюджетные средства.

Проектом Постановления предлагается совершенствование механизмов оценки результативности, в частности

возможность объединения научных организаций в референтные группы исходя из направлений исследований, научной специализации, видов выполняемых научных и опытно-конструкторских работ;

установление вневедомственного характера оценки посредством определения минимальных (пороговых) значений показателей результативности для отнесения организаций к первой, второй и третьей категории по референтным группам, а также принципы определения таких значений.

Правом формирования референтных групп и установления минимальных значений показателей результативности для них наделяется создаваемая Межведомственная комиссия по оценке результативности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения (далее – Межведомственная комиссия).

Постановление сохраняет требования к периоду оценки – оценка научной организации производится один раз в 5 лет. Однако для объективного установления минимальных вневедомственных значений показателей результативности вводится ежегодное наблюдение (мониторинг) результативности всех научных организаций. Таким образом, оценка, производимая один раз в 5 лет, будет опираться на актуальные, ежегодно обновляемые аналитически обработанные сведения о результативности научных организаций. Для упрощения процедур мониторинга и оценки Проектом постановления устанавливается приоритетное предоставление сведений в электронном виде. При этом расширяются полномочия Федеральной службы в сфере образования и науки в части ведения базы данных результативности научных организаций (ранее было предусмотрено хранение сведений исключительно о результатах оценки) и устанавливается обязанность предоставления аналитических выборок о результативности научных организаций в сходных референтных группах для работы ведомственных комиссий. Использование аналитической и статистической информации, полученной в ходе ежегодного мониторинга обеспечит рост качества и объективности оценки. Порядок предоставления информации ежегодного мониторинга и результатов оценки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической деятельности. Предоставление сведений осуществляется непосредственно научными организациями. Предусмотрена верификация представленных научными организациями сведений федеральными органами исполнительной власти и государственными академиями наук, в ведении которых находятся научные организации.

Одновременно Минобрнауки России планирует внести изменения в перечень показателей результативности, установленных типовой методикой оценки сократив их количество до 25-30 измеряемых величин.

Проектом Постановления вводится процедура утверждения оценки Межведомственной комиссией. Предварительная оценка производится ведомственными комиссиями федерального органа исполнительной власти или государственной академии наук, в ведении которых находится научная организация, при этом основная задача ведомственных комиссий состоит в организации экспертной оценки с учетом минимальных значений параметров результативности, сведений мониторинга научных организаций по референтным группам. Результатом работы ведомственных комиссий является предложение по отнесению научной организации к 1, 2 или 3-ей категории. Предложения представляются в межведомственную комиссию на утверждение, которая делает оценку исходя из сравнения объективных, числовых наукометрических показателей результативности научных организаций в соответствующей референтной группе. Таким образом, задача Межведомственной комиссии состоит в установлении минимальных значений параметров для отнесения организации к той или иной категории на основании аналитической обработки сведений мониторинга по референтным группам и в дальнейшем – утверждение результатов такой оценки. Таким образом, Постановление предусматривает сбалансированный двухуровневый механизм, включающий как экспертную оценку, так и оценку на основании измеряемых количественных критериев.

Предусмотрена публикация результатов аналитической обработки в сети Интернет в виде сводного аналитического отчета, содержащего консолидированные сведения о результативности научных организаций за прошедший календарный год независимо от их ведомственной принадлежности. Такая публикация реализуется в рамках поручений Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства.

Предлагаемые изменения с одной стороны сохранят автономию научных организаций в выборе тематик исследований, определении форм и видов результатов, ведомственный характер оценки, позволяющий учесть специфику научных организаций. С другой стороны обеспечивается возможность гибкого вневедомственного сопоставления результативности российских организаций, находящихся в сходных условиях при учете показателей результативности деятельности научных организаций экономически развитых стран. Предлагаемый подход позволит преодолеть межведомственную разобщенность за счет формирования единой базы ежегодного мониторинга и создает новые возможности для координации и развития научных организаций благодаря информационной открытости и межведомственному характеру процедуры оценки.

Реализация Постановления не потребует дополнительных затрат государственного бюджета Российской Федерации.

 

Финансово-экономическое обоснование

к проекту постановления Правительства Российской Федерации

«О внесении изменений в Правила оценки результативности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»

Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила оценки результативности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Файлы