Композитные материалы из углепластика применяются не один десяток лет. Особенно популярно их использование в авиации и космонавтике. В этих сферах ценятся материалы, которые мало весят, но при этом обладают достаточной прочностью. Углепластики удовлетворяют этот запрос: они устойчивы к температурам и коррозии, прочные и жесткие. Однако обладают меньшей трещиностойкостью, чем, например, стеклопластики. Если на конструкцию из такого материала попытаться приложить силу больше, чем она способен выдержать, то конструкцияпрактически мгновенно разрушится. Поэтому ученым, которые исследуют композиты, важно проверитьспособность каждого материала к перегрузкам и определить ихтрещиностойкость.
Профессор ЮУрГУ, декан Заочного факультета Политехнического института ЮУрГУ Сергей Сапожников провел соответствующее исследование на новом углеродном композите. Этот уникальный гибридный материал был создан на основе свервысокомодульного и высокопрочного углепластиков. Ранее их между собой не объединяли, и тема критической энергии развития трещины для такого гибрида не была освещена в научной литературе.
Работу реализовали вместе с коллегами из Лёвенского католического университета (Бельгия). По их предложению Сергей Сапожников из лучших японских компонентов создал новый углеродный композит в соответствии со своими теоретическими разработками. На первом этапе ученые смоделировали ситуацию, в которой каждый образец композита имел искусственную трещину. Для этого при создании композитов внутрь заложили тонкую алюминиевую фольгу. Затем такую «трещину» продолжали до нужной длины, расклинивая образец. Из испытаний определили трансверсально-сдвиговую трещиностойкость материала. Для доказательства обнаруженной высокой трещиностойкости за счет эффекта связывания контактирующих поверхностей из разных композитов применили сканирующую электронную микроскопию и микрокомпьютерную рентгеновскую томографию.